Специалист по web-usability
Ярослав Перевалов
GUI Designer, эксперт по usability
www.usability.ruЧасто ли вы, бродя по Сети, обращаете внимание на то, насколько качественно структурирована информация на сайте и насколько удобно устроена навигация? Думаю, что нет. Обычно мы обращаем внимание на дизайн, когда он сделан "криво", а на навигацию - если ничего не удалось найти. А ведь если сайт не поможет быстро решить вашу задачу, то вы вряд ли когда-нибудь снова обратитесь к такому ресурсу... А между тем, существует целый "клан" профессионалов, чья работа нацелена на то, чтобы сделать ваше пребывание в Интернете как можно более комфортным и успешным. Это специалисты по web-usability.
Что такое usability engineering?
Это прикладная дисциплина, которая исследует и помогает учесть при разработке продукта – например, веб-сайта или программы – так называемый человеческий фактор, то есть психологические, социальные, физиологические и другие особенности пользователей продукта. Цель usability – сделать продукт максимально доступным, удобным, комфортным, полезным и эффективным, то есть максимально повысить потребительские свойства, качество продукта, а значит, и его конкурентоспособность.
Базовое образование специалиста
Поскольку специалист по web-usability (далее будем его называть "исконно русским" словом юзабилист, или юзабилити-инженер, или ю-инженер) должен учитывать человеческий фактор, то образовательный бэкграунд у него должен быть, несомненно, гуманитарный - из сферы прикладных наук о человеке. Идеальный вариант – инженерная психология или эргономика. Прикладные антропологи, этнографы и социологи также могут выполнять отдельные работы, связанные с юзабилити-исследованиями.
С другой стороны, поскольку данная специальность все-таки инженерная, юзабилист должен хорошо разбираться в современных технологиях производства программного обеспечения, понимать основы создаваемой информационной архитектуры, быть на «ты» с компьютером и уметь разговаривать с разработчиками на их языке.
Роль юзабилити-инженера в процессе проектирования
Юзабилити-инженер играет роль своего рода «мостика» между программистом и пользователем, web-дизайнером и посетителем сайта.
Юзабилист исследует деятельность пользователя еще на этапе предпроектного анализа. Он формализует пользовательские задачи в виде алгоритмов или описаний бизнес-процедур. Для подобного рода ю-исследований юзабилисту необходимо владеть методами сбора и анализа информации о предметной области, о пользователе, его деятельности и его рабочем окружении. Это так называемые полевые методы исследования: интервью, анкетирования, опросы, наблюдения и пр.
Следующая задача юзабилиста – трансформация описанных процедур сначала в концептуальную схему пользовательского интерфейса, затем в спецификации для программистов и дизайнеров и, наконец, в разработку руководств и стандартов по проектированию.
На этапе детального проектирования юзабилист создает макеты (прототипы) пользовательского интерфейса: готовит эскизы экранных форм, определяет форматы отображения, навигацию, структуру меню, технику и средства взаимодействия пользователя с продуктом и многое другое. Подобная работа требует как владения техническими средствами для разработки подобных прототипов, так и знания множества эргономических требований и рекомендаций по проектированию пользовательских интерфейсов. Подготовленные макеты вместе со спецификациями передаются разработчикам, которые будут воплощать пользовательский интерфейс в жизнь.
Для того чтобы оперативно опробовать разрабатываемые макеты на будущих реальных пользователях, юзабилити-инженер может использовать технику быстрого прототипирования (rapid prototyping). Она дает ему возможность на основании результатов проведенных экспериментов (usability testing) внести необходимые коррективы в проект ещё до начала реализации пользовательского интерфейса.
Продолжение
http://www.usability.ru/Articles/fighter.htm